View page as slide show

Виртуальный факультет



http://pmpu.ru/vf4

Почему я им занимаюсь?


Лекция от 24.10.2008 г. (с последующими правками и дополнениями).

Аннотация: Наукоемкие и образовательные ресурсы интернета: цели создания, особенности наполнения, проблемы использования и взаимоотношений с академическим сообществом. Эпоха Просвещения: от энциклопедистов XVIII века до Wikipedia и Google Knol. Где место университета?

Цель технологическая

Создание интернет-сервиса для наполнения математических ресурсов силами неподготовленных пользователей с нечеткой мотивацией

Цель содержательная

  • Обзорная статья
  • Примеры
  • Приложения

Целевая аудитория

  • Все, кому есть что сматерить математически выразить
  • Все, кто вынужден материться математически выражаться

Дилетант (dilettante (итал.) – любитель) — студент — специалист

Ориентиры

  • Просвещение
  • Обучение
  • Консультация

Преимущество 1.

Наглядность:

  • цвет
  • звук
  • динамика


«Учить показом, а не рассказом». Интернет предоставляет такие иллюстративные средства, которые в печатном варианте недоступны.

Преимущество 2.

Беспредел


Нет ограничения на объем материала. Возможность модификации – оперативной и без посредников, возможность одновременного (параллельного) редактирования нескольких страниц.

Проблемы содержания 1.

Что выкладывать?


Смена носителя информации не гарантирует повышения ее усваиваемости: оцифрованный учебник доступнее - но не удобнее - бумажного.

Проблемы оформления

Учебник должен стать

интерактивным и гипертекстовым.


Принятая в бумажных учебниках «линейная» форма подачи материала не отвечает «физической карте» интернета: архипелагу с перекинутыми между островами мостами-гиперссылками.

Проблемы содержания 2.

Зачем?

Как?

Почему?


Читателю надо быстро определить нужен ли ему тот или иной материал. Значит надо обязательно указывать «конечные точки», т.е. собственно приложения, чтобы идя от них – как Тезей по нити Ариадны – читатель смог спуститься до той глубины теории, которая потребуется ему лично

Образовательные проекты в интернете (математика)

  • Авторские проекты: обладатель (носитель) знаний не может их оформить
  • Публичные проекты: «теряется» авторство/индивидуальность

Неопределенность целевой аудитории: на какой уровень ориентироваться?

Коллективный разум

Отсутствие системного подхода.

Каждый специалист мнит себя популяризатором, но не может убедить в этом других.


Непродуманность методологии, отсутствие связности изложения материала, да и просто отсутствие культуры — уважительного отношения к потенциальному читателю.1)

Вспомним энциклопедистов?

Как из стаи индивидуалистов создать коллектив?

От демократии к диктатуре: редактор — существо полезное.


И судя по ссылке в Wikipedia это тоже понимают…

Роль преподавателя (создателя)

Тьютор, консультант, советчик.

  • Задать «вектор целей».
  • Сгенерировать набор задач и проанализировать их решение.
  • Указать «скользкие места» и возможные приложения теории.

Требование к преподавателю

Magister должен иметь:

  • склонность к терпеливому наставничеству;
  • достаточный кругозор и готовность его постоянно расширять;
  • умение связно и образно выражать свои мысли.

Требование к обучаемому

Studens должен иметь:

  • интерес (мотивацию) к обучению;
  • силу воли.

Ссылки.

1. Эко У. «От интернета к Гутенбергу: Текст и гипертекст». http://kudr-phil.narod.ru/material/eko.html

2. Википедия: свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. The MacTutor History of Mathematics Archive. http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/

Хорошо структурированная база данных биографий математиков с параллельной историей знаменитых математических задач.

4. Математические этюды. http://www.etudes.ru/

Анимационные рассказы о математических задачах: изящны по сценариям и технике исполнения.

5. Галкин В. Правильный учебник. http://habrahabr.ru/blogs/i_am_clever/50566/

1) Эти слова относятся к русскоязычной версии Википедии; английская — на порядок качественней.

2015/11/12 10:15 редактировал au